|
Категории каталога | ||||
---|---|---|---|---|
|
Форма входа |
---|
Поиск |
---|
©Google
|
Друзья сайта |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Наш опрос |
---|
Мини-чат |
---|
Главная » Статьи » Рецензии |
Рассказики под экстази
В литературной критике нет ничего более жалкого и беспомощного, чем подражание стилю Пелевина в рецензии на его новую книгу. Раньше как было: что ни похвальба Пелевину — то эссе о невыносимой легкости бытия в духе Конфуция, отравившегося фунчозой. Можно подумать, в школьные годы поклонники Пелевина писали сочинения о Пушкине в стихах, а биографию Айвазовского рисовали гуашью. Зато злодеи-критики ругали Пелевина иначе — желчно, неизысканно и устало. За последние годы тон отзывов о Пелевине изменился. Выражаясь словами Льва Гумилева, творчество автора вступило в мемориальную фазу: читатели без лишних разговоров растаскивают его книги на цитаты по блогам, а критики источают благожелательную скуку. Виктор Пелевин, сделавший себе имя на произведениях малой формы и деньги на форме крупной, совершил разумный ход: после романа про вампиров двухгодичной давности издал сборник рассказов со ставшим уже традиционным для него названием-аббревиатурой. Впрочем, процесс пошел как-то вяловато. Скандальной кражи текста до публикации не было. Политически активная молодежь не устраивала шоу безграмотных плакатов, а вездесущие сектанты не подавали на автора в суд. С чего вдруг такое равнодушие? Упрекать Пелевина в отсутствии новизны бессмысленно — все и так прекрасно понимают, что его последние романы являются, по сути, перетасовкой двух счастливых пасьянсов: «Generation «П» и «Чапаев и Пустота». Однако рассказы из «П5» мало назвать неоригинальными. Откровенно говоря, перед нами халтура в ее прямом словарном значении. Пелевин как никто другой владеет простеньким, почти что примитивным, но живым языком. В него можно облекать словесные конструкции любой сложности — и читатель воспримет их с легкостью повседневного разговора. Это хорошо видно в первом рассказе «Зал поющих кариатид» — пожалуй, лучшем во всем сборнике. Остальные тексты написаны в манере стеллеровой коровы: неуклюже и с хорошей перспективой на вымирание. Критики-оптимисты в таких случаях обычно говорят, что автор писал второпях. Мы же скажем так: если убрать из «Кормления крокодила Хуфу», «Некромента» и «Пространства Фридмена» все пелевинские хохмы, то оставшийся текст будет неплохо смотреться на сетевом литературном конкурсе без призов. Шутки у Пелевина тоже не эволюционируют. Выдуманные журналы с полоумными статьями, подтрунивания над известными брендами, именами и компаниями: к примеру, издательство «Маргинальный Ад» или майка HUGO BOSS*. Как обычно, досталось Набокову и сексуальным меньшинствам, зато французские философы ушли без потерь. *Хуго Босс был дизайнером формы СС. Производственный фон рассказов все тот же — политика и финансы. Вульгарного буддизма заметно поубавилось, но реальность от этого проще не стала. Наш мир рисуется красивым и несправедливым местом, населенным исключительно офицерами ФСБ, олигархами, пиарщиками и проститутками. Все они одинаково циничны и умны. Их диалоги по форме напоминают речи греческих софистов, а по содержанию — шпаргалку призывника, готовящегося «откосить» от армии по психическим показателям. Сюжет «Зала поющих кариатид» построен по схеме «Generation «П» — тихий и интеллигентный молодой человек (девушка) нанимается на высокооплачиваемую работу с шизофреническим уклоном, в процессе которой познает глубины бытия. «Кормление крокодила Хуфу» — величайшее разочарование сборника. Примерно так Пелевин писал 20 лет назад в литературном институте. «Некромент» — калька с «Македонской критики французской мысли», биография выдающегося человека (точнее говоря, достойного попасть на обложку справочника психиатрии), реализующего оккультные идеи в промышленном масштабе. «Пространство Фридмана» — вариации на тему «Фокус-группы», а «Ассасин» — не просто «привет» игре Assassin’s Creed в духе «Принца Госплана», но и первая пелевинская вещь, в которой ислам — это все же религия, а не Абдул-аль-террористы. Итог: Пелевин так прочно зациклен на 1990-х, как будто за два десятилетия в мире не было ничего более интересного. Его экзерсисы на тему гламура, экономики, секса, интернета и масс-медиа (зачастую в рамках одного абзаца) уже неинтересны. Время нищей интеллигенции, считающей эти вещи загадочными и непостижимыми, давно прошло. Пелевин теряет актуальность, а его перо — остроту. Золотая мечта При стоимости одной книги около 300 рублей весь тираж сборника можно продать примерно за 45 миллионов рублей. Учитывая, что авторские роялти обычно составляют 10 — 20%, Пелевин вполне сможет купить себе «Мэйбах», который не дает ему покоя уже несколько книг подряд. Цитаты
(«Зал поющих кариатид»)
СЮЖЕТ: 5/10 МИР: 4/10 ПЕРСОНАЖИ: 6/10 СТИЛЬ: 7/10 КАЧЕСТВО ИЗДАНИЯ: 8/10 Оценка: 6/10 Источник: http://www.mirf.ru/Reviews/review2958.htm | ||||||
Категория: Рецензии | Добавил: pelevin (02.06.2009) | ||||||
Просмотров: 2786 | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |